МЕНЕДЖМЕНТ — управление, организация коммерческой деятельности, от английского глагола manage — руководить, управлять, заведовать.
Однако менеджер — это не просто управляющий.
МЕНЕДЖЕР — человек, обладающий специальными знаниями в области производства, реализации определенного вида товара или организации определенного вида деловой активности, бизнесмен, получивший специальное образование в коммерческой школе - школе менеджеров.
Далеко не каждый руководитель предприятия является менеджером. Следует отличать менеджмент от административных функций руководителя. К примеру: принимать и увольнять работников
- дело администратора, а рационально их использовать в производственном процессе — забота менеджера; юридическое оформление финансовых сделок и договоров осуществляется администратором, а обеспечение выгодного вложения финансовых ресурсов в тот или иной бизнес с целью получения гарантированной прибыли входит в обязанности менеджера.
Бывает, что функции администратора и менеджера выполняет один человек. В этом случае неизбежно, что одно получается лучше, другое — хуже. Поэтому результат будет гораздо выше, если каждый займется своим делом.
МОНОПОЛИЯ — исключительное право на производство пли продажу чего-либо, а также право безраздельного пользования чем-либо (от греческого monos -- один, единственный + poleo —продаю.
Крупные промышленные и финансовые объединения, возникшие на основе укрупнения производства и слияния капиталов с целью установления господства в какой-либо области хозяйства и получения максимальной прибыли, становятся монополистами. В современных условиях широкое распространение получила такая форма монополий, как концерн. В состав его могут входить десятки промышленных предприятий (иногда они даже находятся в разных странах), а также банки, финансовые учреждения, торговые и транспортные предприятия.
Любая монополия — это власть одних над другими, подавление слабого сильным. Монополия и конкуренция взаимоисключают друг друга. Монополия сдерживает активность товаропроизводителей, ограничивает возможности рынка. Конкуренция, напротив, активизирует экономику, способствует развитию предпринимательства.
Одно из ярких проявлений диктата монополий — МОНОПОЛЬНЫЕ ЦЕНЫ. Это цены, которые устанавливают монополисты с целью получения монопольно высокой прибыли. Отсутствие конкурентов дает возможность получать такую прибыль за счет монопольно высоких цен на готовую продукцию и монопольно низких — на сырье и материалы, используемые для ее производства.
Для ограничения власти монополий во многих странах существует АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — законы, с помощью которых регламентируется деятельность крупных корпораций и обеспечивается экономическая и правовая защищенность мелких и средних фирм. В России, а также в некоторых других государствах СНГ тоже принят подобный закон.
Первое «практическое» понятие о том, что такое монополия и как с ней бороться, вы можете получить, играя с друзьями в экономическую игру «Монополия». |